Особо следует сказать еще об одном важном деле - организаций отдыха людей, ушедших на пенсию. Причем речь идет об отдыхе не пассивном, а достаточно активном. Стоит всячески приветствовать инициативу по проведению вечеров встреч ветеранов труда с молодежью, старых работников производства со своими подопечными. Заслуживает самой высокой оценки начинание, связанное с вручением первой зарплаты, разряда, премии молодому рабочему представителем старшего поколения тружеников, в прошлом знатным производственником, а ныне пенсионером. Советы старейшин, организуемые при больших предприятиях, могут принести неоценимую пользу и помощь при решении важных производственных и организационных вопросов.

Почти при всех клубах и дворцах культуры существуют специальные секции, кружки по интересам. Но мы еще мало заботимся о том, чтобы привлекать в эти кружки людей пожилого возраста. Ведь гораздо интереснее времяпровождение в обществе сверстников за каким-либо коллективным занятием - вязанием, шитьем, шахматами, просмотром кинофильма, беседой на общую или специальную тему, - чем бесцельное сидение на скамейке или «забивание козла»!

При многих клубах, а также при красных уголках имеются уютные, современно обставленные комнаты. В них и должны проводить свое свободное от домашних забот время наши пенсионеры. Нужно сделать все для того, чтобы человек в любом возрасте не чувствовал себя оторванным от жизни, изолированным от происходящих событий, был в курсе всех новшеств, получал необходимую заботу и внимание.

Журналист Н. Иванов, побывавший в Германии, рассказывает о существующих в этой стране специальных клубах для стариков. Вот, например, один из этих клубов, построенных силами общественности.

«...Сам клуб невелик - небольшая прихожая, маленькая кухня, рядом столовая, которая в разное время превращается то в кафе, то в просмотровый зал. Обеды тут не готовят. Получают в судках с фабрики-кухни. Остается разогреть, а после вымыть посуду. В четыре часа - кофе. С годами выработался свой ритуал. Столы застилают голубыми скатертями, и каждый по очереди к этому дню печет пирог. Не ради чашки кофе и горячего обеда приходят сюда люди. Конечно, клуб снимает с них часть забот, которые в старости превращаются в проблему».

Дальше Н. Иванов пишет о том, как в клуб пришел Иоганнес Бингер и выразил беспокойство по поводу того, что уже два дня не появляется в клубе фрау Майснер. Не случилось ли чего? И сразу же снарядили делегацию. Ведь большинство посетителей клуба - одинокие старики, живут отдельно. В этой трогательной заботе друг о друге есть что-то от большой дружной семьи.

- С тех пор, как открыли клуб, я не чувствую себя одиноким, - говорит Бингер.

На пенсию он ушел сам. После тридцати лет работы в музыкальной школе ему хотелось пожить спокойно. В первое утро проснулся, побрился, позавтракал, разложил подарки, которые вручили ему на торжественных проводах, и неожиданно пал духом. На часах только еще десять. Целый день впереди. Не часы и даже не дни, а годы безделья. Самое тягостное время - осень. Встал, а за окном «хмарь», перспектив никаких. Стоит ли бриться?

А тут ровно в 8 открывает свои двери клуб. Бингер приходит за полчаса. Выбритый, подтянутый, галстук завязан модным узлом. Осмотрел библиотеку, разобрал почту, появились первые посетители. У каждого свои обязанности - один моет кухню, другой наводит порядок в столовой, третий ремонтирует кран. Споры возникают редко. Конфликтные ситуации разрешаются просто - ты не можешь, сделаю я.

Говорят, что пожилые люди разговорчивы, иногда даже чрезмерно. Это не так. Просто из-за ограничения возможностей для контактов тяга к ним в пожилом возрасте невольно становится большей. Клуб - место общения стариков. Он делает их жизнь интересной, содержательной. Раз в неделю Бингер проводит беседы по классической музыке. Его домашняя дискотека давно уже перекочевала в клуб и пополнилась десятками новых пластинок. Большинство его слушателей за всю свою долгую жизнь впервые нашли время для Чайковского и Вагнера. И книгу многие открыли только тут.

Конечно, крайне важной является также забота о том, чтобы люди престарелого возраста имели возможность проводить свой досуг более интересно. Этому могут помочь, например, экскурсии по музеям, различные путешествия с целью ознакомления с достопримечательностями и памятниками истории и культуры, посещение выставок - специально для пенсионеров, особые рубрики в газетах и журналах, представляющие интерес именно для людей преклонного возраста, тематические радио- и телепередачи. «Покажем пожилому человеку, что есть искусство жить и стареть счастливо!» - сказал на Международном симпозиуме, проходившем несколько лет назад в Москве, французский социолог профессор Дж. Хюэ.

Главное - обеспечить необходимую базу для активной и счастливой старости. Но ведь создание такой базы выражается не только в организации социальных мероприятий, оказании помощи пожилым в виде пенсий, бесплатного лечения, различных бытовых услуг. Это еще и человеческое участие, уважение, общественный престиж. «Особенно важно, - подчеркивает присутствовавшая на симпозиуме журналистка А. Баскина, - привить детям это чувство - ответственности, заботливости, симпатии к старикам. Потребность помочь, выполнить просьбу должна войти в кодекс нравственности и поведения нашей молодежи. Голландский социолог Р. Дж. ван Зонневельд, давая мне интервью, много говорил о том, как старики нуждаются в участии со стороны детей. Потом вспомнил: «Я слыхал, во время войны были тимуровцы, которые помогали одиноким пожилым людям. И еще я видел фильмы о долгожителях: пионеры приходят к старикам, поют, танцуют, приглашают их на свои сборы. Как это прекрасно!».

Я согласилась, но про себя подумала: а почему, собственно, такого внимания должны удостаиваться только долгожители? Давайте же сделаем все, чтобы жили в радости, старели счастливо наши сограждане «третьего возраста»! Ведь они составляют у нас 80 миллионов человек. Впрочем, скоро это будут уже не «они», а «мы»...»