Аутогенная тренировка - это школа самовоспитания. Человек, овладевший навыками АТ, укрепляет волю, развивает самообладание, умело пользуется резервами своего организма. Он живёт, владея своими мыслями, чувствами и поступками, трудится с меньшей затратой сил и более эффективно, спокойнее и радостнее отдыхает, улучшает взаимоотношения с людьми и видит вокруг себя много яркого, интересного и прекрасного.

Аутогенная тренировка была предложена австрийским психиатром И. Шульцем в 1932 г. Она стала широко известна во многих странах, и к настоящему времени появилось много вариантов ее методики.

Вариант, предлагаемый здесь, складывался в процессе двадцатилетней работы одного из авторов (С.М. Любинской). В него, в частности, вошли некоторые приёмы из методики, разработанной И.Т. Назаровым в 1925 г. для музыкантов.

Под нашим наблюдением учились АТ больше 4000 человек. Это были больные и здоровые люди разных возрастов и профессий. Из многочисленных отзывов приведём отрывок из одного письма:

«...Сомнения в действенности АТ скоро рассеялись. Я занимался серьёзно и регулярно. В настоящее время я считаю себя вполне здоровым. Уже нет гипертонии, хотя на учёте меня ещё держат, я хорошо сплю без снотворных, начисто избавился от головных болей, сердце меня уже не беспокоит. У меня изменилось отношение к жизни. Я не только выполняю свои производственные обязанности, но и очень активно занимаюсь живописью. На Всероссийской выставке в Москве за свою работу «Купальщицы» получил диплом лауреата. Всем этим я обязан аутогенной тренировке».

Большие возможности, которые таит в себе АТ, раскрываются по мере накопления личного опыта и при непременном условии творческого к ней отношения.

В нашем варианте аутогенной тренировке предшествует этап обучения, который состоит из 10 занятий. Каждое из них продолжается от 5 до 20 мин и легко осваивается за 3-6 дней. Вся подготовка к АТ длится в зависимости от индивидуальных особенностей 1-2 месяца. Не следует спешить и сокращать время занятий, во время которых вырабатываются специальные навыки, необходимые в дальнейшей практике АТ. Кроме того, занятия сами по себе полезны для здоровья. Нельзя осваивать занятия в период острых заболеваний (даже лёгкого гриппа). Людям, страдающим серьёзными заболеваниями внутренних органов и нервной системы, можно приступать к занятиям только по совету врача и под его наблюдением. АТ не исключает проведения других лечебных мероприятий.

Самостоятельные занятия требуют значительно больше личного внимания и усилий, чем в группе под руководством врача. Возможно, что кому-то будет приятно заниматься с членами семьи или со знакомыми, другому захочется во всем разобраться самому. Друзья, увлечённые аутогенной тренировкой, очень помогают друг другу. Обмен опытом вдохновляет, а главное - в дальнейшем побуждает к творческому применению АТ.

Результаты полностью зависят от хорошей подготовки.

Прежде всего предстоит научиться в любое время отключаться от всего постороннего и сосредотачивать свое внимание только на занятии. Вниманием можно научиться управлять, его нужно тренировать (так же, как тренируют мускулатуру).

Затем необходимо научиться расслаблять мышцы.

Когда мышцы умеренно расслаблены, создаются благоприятные условия для восприятия самовнушений. Это состояние используется в дальнейшем при проведении самовнушения в сеансах АТ. На этапе обучения самовнушения не проводятся.

И, наконец, предстоит научиться восстанавливать активность мышц. Это достигается комплексом лёгких упражнений, которые возвращают мышцам их активность.

Вначале для контроля за точностью движений можно смотреть на себя в зеркало или контролировать друг друга. В том и в другом случае надо быть требовательным и при взаимном контроле обязательно доброжелательным.

Для проведения занятий рекомендуется соблюдать определённые условия:

- не рекомендуется заниматься на голодный желудок или сразу после еды; мочевой пузырь и кишечник надо предварительно освободить;

- проводить занятия следует в спокойной обстановке (тишина, мягкий свет из-за спины, свежий воздух, свободная одежда);

- надо дать себе установку не реагировать на посторонние звуки и не замечать непредвиденные мелочи; окружающие должны знать, чем вы занимаетесь, и не отвлекать вас.

Каждое подготовительное занятие состоит из трех частей:

1) концентрации внимания;

2) расслабления мышц;

3) восстановления активности («выход из АТ»).