Береста дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма.

Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все: кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь. Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках 16-17 вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.
Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.
Целебный экстракт из бересты, который веками используется в лечении и в быту представляет собой природное сочетание различных целебных природных соединений – бетулин, лупеол, бетулиновая кислота и др.
Бетулин, содержащийся в верхнем слое коры берёзы (защитное вещество самой берёзы, окрашивающее её ствол в белый цвет), является основным действующим биологически активным веществом экстракта.
Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название – березовая камфара.
Бересту заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки. При этом надрезают верхний белый пласт коры до луба. Наилучшей считается береста со средней части дерева. Заготовленное сырье сушат на воздухе.
Бетулин
1. Защищает клетки печени от повреждений различными химическими веществами.
2. Предупреждает возникновение раковых клеток, подавляет возбудителя туберкулёза, помогает избежать заболевания при близком контакте с больными.
3. Способствует нейтрализации и выведению вредных веществ из организма.
4. Снимает проявления аллергии: аллергический насморк, слезотечение (сенная лихорадка), кожные высыпания и др.
5. Облегчает течение болезни.
6. В берестяных туесках хлеб сохраняется значительно дольше обычного и долго не плесневеет.
7. Давно известный способ обеззараживания воздуха.
Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам.
История промысла
Бересту заготавливают в конце мая – в начале июня во время активного движения соков внутри дерева. Используется только верхний слой березовой коры. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий. Этот материал издавна применялся для изготовления посуды благодаря своим свойствам: прочности, гибкости, устойчивости к гниению. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из хрупкого на первый взгляд материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. С 11 века бересту использовали для письма, спустя века до нас дошли знаменитые новгородские берестяные грамоты. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.

Самым знаменитым в России был промысел Шемогодской ажурной прорезной бересты, получивший свое название по имени речки Шемогсы, на берегах которой располагались селения мастеров (Курово-Наволок, Погорелово, Красавино, Бернятино и др. неподалеку от города Великий Устюг). Промысел возник в середине 19 века (по другим сведениям в конце 18 века). Лучшие изделия шемогодских мастеров хранятся в музеях (самый известный мастер Иван Вепрев). После революции в деревне Курово-Наволок была организована артель, насчитывающая в 1935 году около 100 человек. Открылась художественная мастерская и в Великом Устюге, в которой также резали по бересте, а в 80-е годы XX века производство резной бересты сосредоточилось на экспериментальной фабрике "Великоустюжские узоры".
Не менее известны северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Это пермогорская роспись, получившая название по имени селения Пермогорье на Северной Двине — на белом фоне красным и зеленым цветом в пределах темного контура выписывались разнообразные растительные мотивы, сказочные птицы, сцены из сельской жизни. Уфтюжский промысел в селениях по реке Уфтюге славился сказочными растительными орнаментами, написанными по ярким оранжево-красным, зеленым или синим фонам. Крупные центры росписи берестяных изделий известны на Урале (выделяется так называемая "крестьянская" роспись, применявшаяся в Нижнем Тагиле для украшения бураков — на ярком цветном фоне изображался пышный букет из трех крупных цветов) и в Сибири. В конце 18 века в нынешнюю Томскую область переселились уроженцы Северных областей Руси (из Архангельской области), которые дали начало процветающему ныне промыслу изделий тисненой и резной бересты.
Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления:
? изделия, сделанные из цельного берестяного цилиндра (сколотни);
? изделия из разнообразно скрепленного цельного куска бересты;
? плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам);
? сшивные изделия (предметы утвари).
Основными способами декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись. Уже в середине 18 века тиснение и резьба по бересте были хорошо известны. Об этом писал Андрей Болотов в своем "Жизнеописании Андрея Болотова" в приложении к журналу "Русская старина".
Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) — на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева — ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги (бумаги) или тонируют темнее фон.
Роспись на берестяных изделиях выполняют по грунтовке (для каждого промысла она своя), окраску производят гуашью, темперой или масляными красками (по-разному для разных промыслов). После окраски изделие сушат и лакируют.
Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями.
Ассортимент художественных берестяных изделий очень широк: традиционные туеса, сахарницы, конфетницы, чайницы, подстаканники, шкатулки, стаканы для карандашей и другие предметы утилитарного и декоративного характера.

Испокон веков крестьяне использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, короба для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу, и многое другое. Береста использовалась для написания грамот (из берестяных документов историки многое узнали о наших предках и их быте), для изготовления дегтя. Охотники Сибири делали ручки для ножей (нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей. При строительстве избы, береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами), знахари применяли ее в лечебных целях.